Операционные системы реального времени

       

Windows CE


Системы семейства Microsoft Windows CE [WinCE] являются открытыми, масштабируемыми ОС, позволяющими компоновать ОС для широкого диапазона современных небольших устройств, которые соединяют в себе компьютерные, телефонные и сетевые возможности. Устройство, на которое может быть установлена Windows CE, обычно проектируется для специализированного использования, часто работает автономно и требует маленькой ОС, которая имеет детерминированные реакции на прерывания.

Последней версией из этого семейства является система Microsoft Windows CE 5.0, в которой объединены возможности систем реального времени и последние технологии Windows. В отличие от других ОСРВ Windows CE проектировалась так, чтобы она была совместимой с универсальными ОС.

ОСРВ Windows CE является модульной с небольшим ядром и необязательными модулями, которые выполняются как независимые процессы. Планирование в Windows CE осуществляется на основе приоритетов. Поддерживается защита ядра и процессов друг от друга. Кроме того, возможен режим работы, когда отсутствует защита между процессами и ядром. Следует отметить, что прерывания обрабатываются как потоки и имеют уровни приоритетов потоков. Windows CE поддерживает также нити (fiber), являющиеся потоками, которыми ядро не управляет. Каждая нить выполняется в контексте потока, который ее создал; их можно использовать для создания планировщика внутри потока. Такие нити используются в экзотических или унаследованных приложениях, но они непригодны в системах реального времени.

Windows CE имеет ограничение на физическую память – 512MB. Microsoft ввел это ограничение для того, чтобы Windows CE могла выполняться на большом диапазоне встраиваемых процессоров без проблем совместимости, поскольку некоторые из этих процессоров способны управлять физической памятью в 512MB. Однако физическая память может быть отображена в адресные регионы, размер которых превышает 512MB.

RAM в устройстве Windows CE разделяется на две области – хранилище объектов и программная память.


Хранилище объектов напоминает постоянный виртуальный диск RAM. Данные в таком хранилище запоминаются во время приостановки или операции частичной переустановки (soft reset). Когда операция возобновляется, система находит ранее созданное хранилище объектов и использует его. Программная память состоит из оставшейся RAM, она работает как RAM в персональном компьютере – запоминает стеки и области для динамически выделяемой памяти (heaps) выполняющихся приложений.

Во время старта Windows CE создает единое виртуальное адресное пространство в 4GB, которое затем разделяется на две секции – ядро и пользовательское пространство, как и в универсальной ОС Windows. Далее пользовательское пространство делится на 64 слота по 32MB, из которых 32 резервируются для процессов (отсюда ограничение на число процессов в системе). Все процессы разделяют виртуальное адресное пространство, но не имеют доступа друг к другу. В виртуальном адресном пространстве в 32MB находится все, что нужно процессу – программа, данные, область динамической памяти (heap). Если процесс имеет соответствующие права доступа, он может получить память сверх ограничения в 32MB, обратившись к специальному процессу (VirtualAlloc) или используя файлы, отображаемые на память (memory mapped files).

Windows CE реализует страничное управление виртуальной памятью. Размер страницы зависит от платформы, но, по возможности, используется размер в 4KB. Есть возможность запретить страничную организацию, что важно для систем реального времени. В этом режиме модуль перед выполнением целиком загружается в память. Тогда страничная подкачка (paging) не повлияет на выполнение приложения.

В обычной конфигурации для защиты ядра и процессов друг от друга используется MMU. Есть возможность сконфигурировать Windows CE без защиты памяти между процессами и ядром, что позволяет достичь большей производительности системы.

Механизмы синхронизации в Windows CE можно разделить на две категории:


  • механизмы защиты от одновременного доступа – критические секции, мьютексы и семафоры,
  • механизмы взаимодействия – события и очереди сообщений.




В отличие от других ОСРВ Windows CE поддерживает обобщенные функции ожидания для различных типов объектов (мьютексов, семафоров, событий, процессов и потоков). Преимущество таких функций состоит в том, что можно ожидать многие объекты сразу, пока один из них не подаст сигнал. Критические секции можно использовать только внутри одного процесса. Вычислительные семафоры и мьютексы могут быть использованы как внутри одного процесса, так и между процессами.

В Windows CE используется наследование приоритетов, чтобы избежать проблемы инверсии приоритетов.

Windows CE позволяет построить, отладить и внедрить настроенную ОС из предлагаемого набора компонентов с помощью инструмента Platform Builder. Процесс разработки ОС Windows CE показан на рис. 14.

На рис. 15 приведена архитектура ОС Windows CE.

Введение адаптационного уровня производителя в архитектуру Windows CE позволило повысить ее эффективность.

Хотя Windows CE имеет модульную структуру, которая позволяет создавать минимальные конфигурации для небольших систем, она все-таки остается сложной и требует относительно большого пространства на диске, поэтому она не является хорошим выбором для глубоко встраиваемых систем.


Содержание раздела