Операционные системы реального времени

       

Статическая адаптация, инициированная проектировщиком


В ОС этой категории все системные функции и политики определяются на этапе проектирования, а все системные сервисы встроены в ядро. Основное предназначение таких ОС – это специфическая операционная система, возможно даже для единственного приложения. Инициатором адаптации является проектировщик, функциональность и требования хорошо известны и понятны уже на этапе проектирования. Такой подход ведет к обедненным и высокопроизводительным системам, в которых может присутствовать только строго ограниченная функциональность, а все сервисы оптимизируются статически под вполне определенное приложение. Ясно, что новая функциональность и приложения другой категории не могут поддерживаться такой системой. Это значит, что для каждого приложения должна проектироваться и реализовываться новая система, и что один тип устройств или компьютеров будет поддерживать только одно приложение (или ограниченного число приложений) [KLM93]. Появляются каркасы (framework) ОС общего назначения, которые помогают избежать проектирования каждой новой ОС с нуля.

Flux OSKit – это система, состоящая из каркаса и библиотечных модулей [FBB97]. Каркас OSKit представляет собой набор библиотек, из которых компонуется ядро ОС. Все компоненты состоят из модулей. Используются интегрирующие (glue) слои, через которые осуществляется взаимодействие между компонентами и сервисами. Вообще говоря, компоненты скорее обладают крупным уровнем детализации, и являются, в основном, подсистемами, такими как файловая система, стек сетевого протокола или набор драйверов устройств.

Scout – это каркас для операционных систем, обслуживающих устройства в сети [MMO95]. ОС, созданная с помощью Scout состоит из модулей, связи между которыми представляются в виде графа модулей. Этот граф фиксируется на этапе проектирования. Связанные модули должны обеспечивать общий интерфейс.

Термин маршрут (path) означает поток данных через систему от источника ввода/вывода к стоку ввода/вывода. Это понятие можно рассматривать как последовательность решений о маршрутизации внутри модульной системы.


Маршрут состоит из двух частей – последовательности модулей, которые определяют семантику (надежность, безопасность и согласование по времени), и требований на ресурсы, необходимых для обработки и прохождения данных. Маршруты через граф модулей создаются и разрушаются в динамике. Такое понятие маршрута хорошо подходит для распределения ресурсов и оптимизации производительности, т.к. маршрут обеспечивает нелокальный контекст, который не доступен внутри отдельного модуля.

В работе Спатчека и Петерсона [SP97] определяется архитектура безопасности, которая дает возможность проектировщику устанавливать политику безопасности для операционной системы Scout. Эта архитектура безопасности добавляет в Scout также многочисленные домены защиты, которые иначе находились бы в едином адресном пространстве.




  • Choices – это объектно-ориентированная, настраиваемая ОС, в которой для настраиваемости используются каркасная технология и подсистемы [CRJ87, CIR93]. Основное предназначение Choices – обеспечить пользователям возможность простой оптимизации и адаптации системы в соответствии с поведением приложений и рабочей нагрузкой. Система Choices спроектирована как иерархия каркасов, поддерживающих удобную организацию операционной системы по слоям. В Choices каркас состоит из набора классов, представляющих системные сущности, такие как диски, память, планировщики и т.д. Различные подсистемы ОС, такие как управление памятью, управление процессами, файловое запоминающее устройство, управление исключительными ситуациями и т.д. создаются непосредственно из объектно-ориентированных каркасов. Ресурсы системы, механизмы и политики представляются как экземпляры классов, принадлежащих некоей иерархии классов, где настройка осуществляется через использование наследования. Таким образом, специфическая ОС создается путем конкретизации классов и реализации набора объектов, которые вместе формируют данную ОС. Интерфейсом приложения является совокупность объектов ядра, экспортируемых через уровень защиты приложение/ядро.



    Система Choices обладает слабой формой динамической адаптации. Когда приложению нужен какой-либо сервис, происходит динамическая загрузка соответствующего класса. Таким образом, нельзя сказать, что адаптация производится непосредственно через приложение, к тому же любое возможное поведение определяется статически.

    Pebble является ОС, основанной на компонентах [MBG00]. В то же время Pebble можно назвать как каркасом ОС общего назначения, так и микроядром для узла, исполняющего роль портала (в последнем качестве она рассматривается в разделе о портал-ориенентированных ОС). Эта система обеспечивает некоторый набор абстракций операционных систем, реализуемых удостоверенными компонентами пользовательского уровня. Эти компоненты могут наращиваться, замещаться или разбиваться по слоям, что позволяет измененным абстракциям сосуществовать с существующими абстрациями или полностью заместить их стандартный набор. Pebble дает возможность создавать модульные ОС из компонентов многократного использования. В отличие от подобных систем, системные сервисы не интегрируются в ядро. Они предоставляются в виде удостоверенных серверных компонентов, которые выполняются в защищенных доменах на уровне пользователя.

    Система PURE (Portable Universal Runtime Executive) является хорошо конфигурируемой системой и предоставляет средства для подбора требуемой функциональности [Beu99]. Хотя применение PURE и не ограничено какой-либо областью приложений, все же ее главное предназначение находится в области глубоко встроенных систем. Проектирование PURE основано на двух концепциях – семейства программ и объектно-ориентированного подхода. Концепция семейства программ обеспечивает иерархическую структуру системы, в которой минимальный набор системных функций используется как платформа для реализационных или системных расширений. Объектно-ориентированный подход служит основой для реализации. Минимальным компонентом является класс, т.е. систему PURE можно рассматривать как библиотеку классов. Например, компонент, реализующий управление потоками, состоит из 45 классов, выстроенных в 14-уровневую иерархию.

    Компоненты PURE упорядочиваются в структуру, состоящую из ядер и их расширений. Ядра, так называемые CORE (concurrent runtime executive), отвечают за реализацию минимального набора системных функций, управляющих прерываниями и потоками. Дополнительные возможности, называемые минимальными системными расширениями, добавляются в систему с помощью ядерных расширений, называемых NEXT (Nucleus Extension).

    Система PURE хорошо конфигурируется и обладает высоким уровнем детализации настройки.

    Вышеописанные подходы приводят к хорошим результатам для устройств или компьютеров, функциональность которых известна заранее.


    Содержание раздела